Интеграция начинается с ограничений

Общество

Профсоюз учителей предлагает ввести квоты на иммигрантов, чтобы не повторять ошибок, допущенных с детьми гастарбайтеров и поздних переселенцев.

Немецкий профсоюз учителей (Deutscher Philologenverband, DPhV) — организация, объединяющая преподавателей гимназий и других школ, которые готовят детей к получению аттестата зрелости — призывает ввести квоты на количество иммигрантов в классах. Педагоги всерьёз обеспокоены условиями, складывающимися в школах Федеративной Республики.

«Когда количество учеников в классе, для которых немецкий язык не родной, достигает тридцати процентов, наблюдается серьёзное снижение успеваемости, — отмечает глава учительской организации Хайнц-Петер Майдингер (Heinz-Peter Meidinger). — Если таких учеников больше половины, проблемы принимают драматический характер». Эти выводы подтверждаются любыми актуальными исследованиями, в частности — хорошо известным тестом PISA, международной программой по оценке образовательных достижений учащихся, которую проводит Организация экономического сотрудничества и развития при участии ведущих научных организаций.

Смысл требований учительского профсоюза не в том, чтобы собирать в одном классе всех мигрантов, а в другом — исключительно немецких детей: необходим разумный баланс. Поэтому Майдингер, чей профсоюз объединяет около 90 000 учителей немецких гимназий, требует ввести квоты на количество иностранцев в школьных классах. «Только так станет возможной интеграция беженцев», — утверждает педагог, напоминая об одной из самых принципиальных проблем сегодняшней Германии. Параллельно руководитель DPhV подчёркивает необходимость создания специальных «ознакомительных» классов, где дети смогут изучать немецкий язык. Однако будет фатальным, если такие — на сто процентов состоящие из иностранцев — классы продолжат существование в рамках нынешней школьной системы: это приведёт лишь к созданию «параллельных» обществ, что в корне противоречит интеграционным идеям.

Хайнц-Петер Майдингер от имени всех учителей страны настоятельно рекомендует не повторять ошибок, которые в своё время Германия допустила в обращении с гастарбайтерами. Позже схожие проблемы возникали с детьми поздних переселенцев, попавшими в совершенно новые реалии обучения на незнакомом языке. Зачастую иммигранты составляли большинство в классах, что не помогало ни новым юным жителям Германии выучить её язык, ни учителям — добиться от новичков участия в школьной жизни и интереса к ней. Немедленно и без подготовки направлять детей в обычные классы оказалось в корне неверным, считают педагоги: «Эта попытка провалилась, и из неё нужно сделать правильные выводы». По подсчётам главы педагогического профсоюза Федеративной Республике дополнительно потребуются 25 тысяч учителей, чтобы справиться с потоком прибывающих в страну детей школьного возраста. Сегодня число учителей, зарегистрированных безработными, достигает 11 000, многие успели сменить профессию. Их придётся возвращать, потратив силы и средства на то, чтобы сделать учительскую работу привлекательной.

Другие эксперты — в том числе представители земельных и региональных учительских объединений — оценивают введение квоты на иммигрантов как не соответствующее реалиям. «Что должно произойти, когда эта квота в отдельном, конкретно взятом населённом пункте окажется превышенной? — задаётся вопросом председатель Тюрингского профсоюза учителей Рольф Буш (Rolf Busch). — Не попадающим под квоты детям и подросткам придётся ездить в другой город — за пятнадцать, за тридцать километров?

А что случится, если квоты будут превышены во всех окрестных населённых пунктах?». Нехватка педагогов, социальных работников, психологов — эти проблемы на местах важнее, чем обсуждение и введение требований, которые всё равно не будут исполняться: даже если выделены средства, трудно найти подходящие кадры в нужном количестве.

Это задача Министерства образования, которое, ссылаясь на тот факт, что в 2015 году уже приняты на работу тысячи новых учителей, предлагает дождаться точных цифр по количеству беженцев и определить дополнительную потребность в педагогах. Потенциально она оценивается в 20 000, DPhV говорит о 25 000, ещё один учительский профсоюз LEW — о 24 000.

По данным Кёльнского университета, в 2014 году в Германию приехало около ста тысяч детей школьного возраста, в текущем году цифра должна быть значительно выше — Минобразования приблизительно оценивает её в 325 000 человек, исходя из официального прогноза: 800 000 беженцев в 2015 году. Какими бы значительными ни казались эти показатели, дети беженцев всё равно составят не более трёх процентов учащихся немецких школ: на сегодняшний день в Германии 11 миллионов детей школьного возраста, посещающих начальные школы, средние школы и профессионально-технические училища. Дети из семей, подавших прошение о политическом убежище, также обязаны посещать школы — как и дети граждан Германии, и обладателей вида на жительство. В разных федеральных землях закон предусматривает различные сроки определения вновь прибывших в ту или иную школу, обычно они составляют только несколько месяцев.

Пётр Левский

Источник: rg-rb.de

© 2015, admin. Все права защищены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *